Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды,
когда на них глядели с любовью.
Поль Валери
Руан вдохновлял и будет вдохновлять всегда всех творцов, будь то писатели или поэты, художники или фотографы. Тонко чувствующие творческие люди влюбляются в город с первого взгляда, поддаются его очарованию, и он навсегда оставляет след в их душах.
… А также на полотнах. Первым среди европейцев, влюбившихся в Руан, был Уильям Тернер. На основе набросков, выполненных в 1821 году, художник-англичанин написал масштабную акварель «Руанский собор». Исследователи полагают, что именно эта работа признанного английского мастера, предшественника импрессионистов, повлияла на Клода Моне, который создал целую серию работ, посвященных этому храму. В определенном смысле Тернер предвосхитил известного импрессиониста, изображая собор с одной и той же точки в разное время суток.
Клод Моне в Руане
Безусловно, Моне был знаком с творчеством Тернера, нередко наведывался в Лондон, чтобы изучить его работы. Клод Моне родился в Париже, но в пятилетнем возрасте он вместе со своей семьей перебрался в Нормандию, в небольшую деревеньку Живерни. Юный художник не раз бывал в Руане. Руанский собор буквально сразил его наповал. Будущий основоположник импрессионизма делал множество набросков этого храма, которые доводил до ума уже дома.
Вскоре художник уже не мог довольствоваться краткими поездками в Руан, поэтому в 1892 году он снял там комнату и приступил к своей великой серии картин, прославившей его на весь мир.
В своих работах Клод изображал западный фасад собора. Мы видим центральный вход в церковь, но башни и колокольни остаются скрытыми от наших глаз. Мастер пишет с одной точки, на картинах изменяется только свет.
До сих пор точно не установлено, сколько именно полотен создал Моне. Вероятно, 50 – 54.
Многие задаются вопросом: почему мастер решил работать именно так? Все дело в том, что его целью было показать, как свет влияет на наше восприятие окружающего мира, а также наглядно продемонстрировать, что реальность, увы, иллюзорна.
В 1895 году в галерее Дюран-Рюэля состоялась выставка Моне, где было представлено 12 посвященных собору картин. Публика оценила замысел автора, однако эта выставка оказалось последней для «соборной» серии. Даже хлопоты Жоржа Клемансо, тоже художника и друга Клода, оказались тщетными: государство отказалось покупать картины. Поэтому их пришлось распродать, и сегодня они разбросаны по всему миру…
Руан глазами Писсарро
Камиль Писсарро побывал на выставке Моне. Несмотря на то, что она произвела на него сильное впечатление, мастер решился на полемику с основоположником импрессионизма и задумал написать собственный Руанский собор, но показать его с другой точки зрения.
Для этого в 1896 году художник снял квартиру в Руане и начал работать. Писсарро хотелось сместить акцент с Руанского собора и показать сам город вместе с его жителями, старыми и новыми элементами. Живописцу приглянулась улица Эписери: в XV веке она была центральной в Руане. Легкими мазками Писсарро набрасывает толпу, а главный городской собор лишь выглядывает из-за жилых домов. Появляется на полотне «Старый рынок в Руане» и рыночная площадь. К сожалению, в наши дни здесь обычная автостоянка…
Импрессионисты в Руане
Надо сказать, что Руан особенно вдохновлял импрессионистов на создание шедевров. Они любили писать на пленэре, ловить мгновения и ловко запечатлевать их на холсте.
Так, Руан писал Альбер-Шарль Лебур. Этот одаренный живописец учился в Муниципальной школе рисунка в Руане, брал уроки у пейзажиста Виктора Делемара. Он поклонялся Моне и Курбе, любил, как и Клод Моне, экспериментировать со светом, отдал Руану всю жизнь и сегодня покоится на городском Монументальном кладбище.
Его самые известные работы – «Две лодки в лучах руанского солнца» (примерно 1900 год), «Берега Сены» (1889 год).
Еще один интересный художник-импрессионист, чьей душой завладел Руан – Эжен Буден. Кстати, он – учитель Моне, однако далеко не так знаменит, как его ученик.
Буден родился в Нормандии. Художественное образование он так и не получил, однако, благодаря работе в мастерской по окантовке, много общался с художниками и постепенно учился у них. Со временем Буден овладел необходимыми навыками, побывал в Париже и, конечно же, прибыл в Руан. Здесь в 1895 году он и написал одну своих лучших картин – «Руан, улица Сен-Романо».
Неоимпрессионист Шарль Агран стал известен широкой публике после выставки в руанской Школе изящных искусств. Его работами восхищался сам Камиль Коро – уважаемый импрессионистами живописец-романтик и гравер.
Работы Аграна контрастны по цветам, а оттенки чисты. В работе он избрал технику пунтуализма – письма точками или мелкими квадратиками, складывающимися в гармоничное полотно.
Перечислять живописцев, увековечивших Руан на своих полотнах, кажется, можно бесконечно. Пикассо вдохновился городским кафе и написал броскую картину в синих тонах «Кафе. Руан». Постимпрессионист Гюстав Луазо написал набережную Сены и город, который мы словно видим сквозь дымку («Руан. Набережная Сены»). Недаром Писсарро говорил: «Руан – это красиво, как Венеция». Не будем сравнивать – каждый город прекрасен по-своему. Лучше будем просто наслаждаться живописью и мечтать о Руане…